Как проявляется аутизм у взрослых и как живут взрослые аутисты: симптомы, видео, лечение


Аутизм относится к общим нарушениям развития и в типичных случаях проявляется в течение первых трех лет жизни ребенка. Очень часто мы слышим о детском аутизме или аутизме раннего детства. Стоит, однако, помнить, что дети с диагнозом аутичного спектра и становятся взрослыми с аутизмом. Дети у которых симптомы аутизма обнаруживают в возрасте 5-6 лет получают диагноз – аутипичный аутизм.

Однако, у взрослых, которые ведут себя странно и имеют проблемы в социальных отношениях, психиатры очень неохотно признают аутизм. Проблемы взрослых, несмотря на отсутствие соответствующих исследований аутизма, пытаются обосновать по-другому и искать другой диагноз. Нередко взрослые аутисты считаются эксцентриками, людьми с необычным типом мышления.

Гипотезы и теории возникновения аутизма

Сегодня теория, используемая до 1960-х годов прошлого века, согласно которой аутизм возникает из-за эмоционального холода матери, отсутствия любви к ребенку, считается несостоятельной. На данный момент среди возможных причин аутизма принимаются во внимание другие теории:

  1. Генетический подтекст. Эта теория говорит о возможной дисфункции нескольких различных генов, участвующих в развитии мозга. Считается также, что расстройства аутистического спектра (РАС), к которым относится аутизм, могут вызывать нарушения в кишечной микрофлоре, передаваемые потомству.
  2. Повреждение мозга. Большинство взрослых аутистов имеют повреждения мозговой ткани, в основном, функциональные дефекты левого полушария, аномальные изменения мозгового ствола. Но результаты исследований неоднозначны, невозможно точно назвать эти нарушения причиной аутизма, его последствиями, сопутствующим явлением.
  3. Недостаточная взаимосвязь мозговых центров. МРТ показывает, что у аутистов отсутствует нейронная связь между мозговыми центрами. Поэтому считается, что расстройство связано с нарушением их координации.
  4. Мужской тип мозга. Британский эксперт Саймон Барон-Коэн считает, что аутизм во взрослом возрасте характерен исключительно мужским типам мозга, что вызвано высоким уровнем тестостерона в организме матери во время беременности. Мужской тип мозга характеризуется недостаточной взаимосвязью полушарий, приводящей к меньшей эмоциональной чувствительности.
  5. Монотропная гипотеза. Согласно этой гипотезе, аутизм у взрослых возникает из-за повышенной концентрации на одном стимуле. При этом типично гораздо меньшее сосредоточение на большем количестве вещей, что необходимо для понимания быстро меняющихся социальных ситуаций. Эта теория была впервые опубликована в британском журнале «Autism» в мае 2005 года.

Ни одна из теорий не доказана научно. Все они остаются гипотезами.

Реабилитация

Обычно аутические расстройства диагностируются еще в детстве, но бывает и иначе, когда клиническая картина стертая, пациент может жить до взрослого и даже зрелого возраста, не зная о своей психопатологической особенности. По статистике примерно трети аутистов с болезнью Аспергера никогда не ставился подобный диагноз.

Незнание болезни способствует серьезным проблемам во всех сферах жизни пациента от семьи и до профессиональной деятельности. К ним зачастую относятся как к странным, психически нездоровым людям или вовсе подвергают дискриминации. Поэтому такие больные стараются избегать общества, выбирая одинокую жизнь.

В специализированных учреждениях аутисты могут пройти реабилитацию, которая поможет сократить проявления тревожности, повысить внимание и концентрацию, нормализовать психофизическую форму и пр. Сюда можно отнести музыкальную терапию, гидротерапию, занятия с логопедом или театральный кружок.

Чем раньше приступить к коррекции, тем выше будет социализация больного во взрослом возрасте. В спецшколах подростков совершенствуют в самообслуживании и самостоятельности действий, планировании своей деятельности, социальных умениях. Они занимаются по специальным программам вроде АВА, FLOOR TIME, RDI, система TEACH и пр.

В некоторых государствах даже практикуется создание специальных квартир, где больным будут помогать опекуны, но и самостоятельности при этом пациенты лишаться не будут. Если же недуг развился в полную силу, то за таким пациентом понадобится постоянный уход родственников, поскольку на самостоятельную жизнь они не способны.

Как проявляется аутизм у взрослых

Аутизм и РАС проявляются нарушением ряда функций, типичных для здорового взрослого человека: социальных, когнитивных, исполнительных и др.

Социальная картина

Как ведут и проявляют себя взрослые аутисты в социальной сфере:

  • дефицит длительных, конфиденциальных отношений;
  • трудности в понимании, соблюдении социальных правил, неподобающее поведение;
  • проблематичное восприятие перспективы другого человека, чрезмерная жесткость, формальность;
  • навязчивое исчерпывающее исследование социальных отношений, преследование;
  • трудности в принятии критики, сильный уклон к мнению других людей, граничащий с параноидальностью;
  • социальная незрелость;
  • наивное доверие;
  • неспособность адаптировать поведение к меняющимся социальным ситуациям, дефицит социальной интуиции;
  • трудности в оценке влияния собственных действий на других людей;
  • ограниченная, жесткая, механическая способность к эмпатии, несмотря на присутствие чувства сострадания.

Когнитивная и коммуникационная сфера

Когнитивные проявления аутизма у взрослых:

  • неравномерное развитие навыков, низкая производительность;
  • сосредоточение на деталях, ограниченная способность суждения о важности вещи, события;
  • специфическое мышление, трудности с абстрактным мышлением, необходимость визуализации информации;
  • понимание частичных шагов, но не целей.

Коммуникативные нарушения:

  • полное отсутствие или нефункциональность речи;
  • возможность нарушения всех речевых сфер, при высокофункциональном расстройстве наиболее очевиден семантико-прагматический дефицит;
  • слабость речевых навыков по сравнению с другими способностями;
  • словарный запас, выражения – выше среднего, слишком формальный;
  • особые, жесткие, иногда странные выражения, неологизмы;
  • трудности с метакоммуникацией;
  • проблемы в понимании правил взаимного общения.

Внутренние проявления включают чувство недостаточного понимания определенной надстройки общения. Они «не читают между строк», несмотря на понимание слов.

Чувствительная сфера

Чувствительные признаки у взрослого аутиста:

  • гиперчувствительность к сенсорным раздражителям;
  • гиперакузия у 18% аутичных людей против 8% в общей популяции;
  • мизофония – неприязнь к определенным типам звуков;
  • фонофобия – повышенная чувствительность к звукам;
  • трудности в отделении существенного восприятия от незначительных, легких отвлекающих факторов от окружающих раздражителей, «перенасыщение» стимулами с последующей паникой;
  • увлечение определенными сенсорными ощущениями, самостимуляция сенсорной активности;
  • прозопоагнозия – проблемы с распознаванием лиц.

Эмоциональность:

  • гиперчувствительность или, наоборот, не дифференцированная сглаженная эмоциональность, признаком аутизма у взрослых женщин бывает слезливость;
  • низкая толерантность к фрустрации, эмоциональная лабильность, капризность, сильные аффективные негативные состояния, склонность к депрессии, частый признак аутизма у взрослых мужчин – импульсивность;
  • ограниченная способность к самоанализу;
  • тревога, нервозность.

Расстройство функций и воображения

Нарушение исполнительных функций, воображения:

  • предпочтение рутины: трудности при путешествии, изменениях маршрута, ежедневного расписания, появлении новых планов;
  • ригидное поведение при внезапных изменениях;
  • сложности с прерыванием деятельности, чрезмерная концентрация на определенном стимуле (гиперфокус);
  • нарушения функций внимания: монотропное внимание, быстрые изменения от одного стимула к другому;
  • время и планирование: беспокойство во время ожидания, изменения графика, переходов деятельности;
  • необходимость предсказуемости (визуализированные инструкции);
  • проблемы с использованием неструктурированного времени;
  • уменьшение беспокойства, замешательства посредством ритуалов, компульсий;
  • стереотипы движения: помогают справиться с перенасыщением сенсорными стимулами, гиперчувствительностью, улучшают мышление.

Моторные навыки:

  • трудности в деятельности, требующей мелкой моторики, дискоординация при сложных движениях;
  • сложности при планировании движений, их последовательности, точности.

Характерные проявления

Существуют определенные признаки, которые могут указывать на наличие аутизма у мужчины или женщины. Среди них отмечают:

  • сложности освоения новых навыков;
  • отсутствие увлечений;
  • легкую форму могут сопровождать непроизвольные, беспорядочные движения — больной постоянно теребит какой-то предмет, например, пуговицу, или почесывается в момент, когда говорит;
  • отсутствие дружеских взаимоотношений;
  • наличие отклонений в речи, могут проявляться шепелявостью, неправильным произношением определенных звуков, отсутствие интонации, заторможенностью, скудным запасом слов, несвязанным разговором;
  • возникновение панических атак при ярком свете или резком звуке;
  • монотонные беседы;
  • отсутствие эмоциональности, реакции на различные события в семье;
  • наличие циклического характера в деятельности, которая напоминает определенный ритуал;
  • отсутствие тактичности;
  • аутизм может сопровождаться немотой или слабым слухом, а это приведет к усилению изоляции;
  • сопротивление чужим прикосновениям, нежелание делиться своими вещами;
  • появление агрессии или наоборот страха взаимодействия с людьми;
  • отсутствие социальных навыков, сопереживания;
  • привязанность к дневному режиму — при наличии изменений возникает ощущение угрозы, опасности;
  • загруженность восприятия;
  • возможно отсутствие чувствительности к боли;
  • проблемы с отдыхом и сном;
  • страх перед переменами в жизни;
  • привязанность к определенным предметам и местам;
  • скудное проявление жестов и мимики.

Если Вас интересует вопрос, как проявляется данное заболевание у мужчин и женщин, то у первых присутствует постоянство, которое напоминает циклическую деятельность, которую можно спутать с паранойей. Самое важное для такого человека систематизировать предметы, которые его окружают. Подобными действиями мужчина предотвращает возникновение панической атаки и приступов агрессии. У представителей мужского пола данное состояние диагностируют чаще, чем у женщин. У последних аутизм может оставаться не диагностированным до самой смерти. У женщин заболевание могут сопровождать следующие симптомы: неряшливость, нежелание заниматься совершенствованием себя, отсутствие стремлений в жизни, невосприятие родительской ответственности, безучастность к жизни ребенка.

Аутичные взрослые – какие они?

У людей с РАС есть ряд особенностей, взрослые люди аутисты имеют ряд характерных признаков:

  • эхолалия – повторение услышанного;
  • использование причудливых монологов;
  • создание воображаемых друзей;
  • причинение себе вреда;
  • приступы ярости;
  • жалость к себе;
  • стереотипность и др.

Типично неумение использовать улыбку; часто люди привлекают внимание криком, аффектом.

Как живут взрослые аутисты, что у них внутри:

Причины возникновения

  • патологические отклонения во время вынашивания ребенка;
  • травмы при родовой деятельности;
  • асфиксия плода;
  • воздействие окружающей среды;
  • наследственность. Заболевание имеет предрасположенность на уровне генных отклонений. Что касается наследования, то ученые уверены, что у потомков воспроизводится не сама патология, а имеют место предпосылки, влияющие на ее развитие.

Аутичный спекрт – признаки и разница между симптомами

Согласно 10-му пересмотру международной статистической классификации болезней (1993 г) РАС (МКБ-10 – F84) включают:

  1. Атипичный аутизм (F1). Неоднородная диагностическая единица. Пациенты имеют некоторые области менее затронутые (лучшие социальные навыки, способности общения).
  2. Синдром Аспергера (F5) – «социальная дислексия». Разнородный синдром, имеющий особенности, проблемы, качественно отличные от других РАС. Интеллект при синдроме Аспергера находится в стандартном диапазоне. IQ влияет на уровень образования, навыков самообслуживания, но не является гарантированным предиктором независимой взрослой жизни.
  3. Дезинтегративное расстройство (F3). Регресс приобретенных навыков после периода нормального развития (по неизвестной причине).
  4. Первазивные нарушения развития (F8). Качество общения, социального взаимодействия, игры ухудшается. Но ухудшение не соответствует степени диагноза аутизма. Иногда нарушается область воображения.
  5. Синдром Ретта (F2). Генетически обусловленный синдром, сопровождающийся тяжелым неврологическим расстройством, влияющим на соматические, двигательные, психологические функции. Основные симптомы – потеря когнитивных способностей, атаксия (потеря координации движений), нарушение целевых способностей рук. Заболеваемость встречается только у женщин.

Аутический спектр

Классификация степеней тяжести

Классифицируется несколько степеней тяжести расстройства:

  1. Легкая. Способность общения. Смущение в необычной среде. Легкая форма аутизма у взрослых характеризуется медленными движениями, речью.
  2. Средняя. Впечатление «отключения» человека. В отличие от легкой формы аутизма, признаки средней степени представлены способностью много говорить (особенно о хорошо изученной сфере), но слабо отвечать.
  3. Тяжелая. Приступы паники (вплоть до суицидальных мыслей) при посещении новых мест. Типична замена местоимений.

Определение понятия и классификация

Аутизмом называют заболевание, обусловленное генетическими дефектами в центральной нервной системе. Как правило, данное состояние диагностируется уже в первые годы жизни.

У взрослых выделяют ряд форм аутизма.

  1. Синдром Каннера. Присутствуют отклонения в речи, агрессивность, слабый уровень интеллекта. Практически невозможно отыскать подход к такому пациенту.
  2. Синдром Аспергера. Имеет схожие проявления с предыдущей формой заболевания. При этом может иметь, как легкую, так и сложную форму, но зачастую протекает мягко. Легкий аутизм не препятствует полноценной жизни в обществе, если человек способен преодолеть свою робость и страх. Однако, пациент может зацикливаться на определенном занятии, большую часть времени проводить в изоляции.
  3. Синдром Ретта. Наследуется по женской линии. Является одной из опаснейших форм данного недуга. Купировать поведенческую симптоматику удается при помощи медикаментов, тогда как внешние и речевые отклонения невозможно убрать лекарствами. К характерным проявлениям относят: отсутствие коммуникации, склонность к символизации, несоциабельность. Пациентов с данной формой крайне мало. Как правило, такие женщины не живут дольше тридцати лет.
  4. Атипичная форма. Отсутствуют характерные проявления, чем осложняется процесс диагностики. Могут наблюдаться двигательные и речевые отклонения.
  5. Высокофункциональный аутизм. Данная форма диагностируется у пациентов с уровнем интеллекта выше 70. Характерно наличие определенного или острого сенсорного восприятия, ослабленного иммунитета. Заболевание может сопровождаться периодическими приступами судорог в мышцах, раздражением кишечника, проблемами с поджелудочной железой. Также характерно наличие поведенческой деятельности, сопровождаемой внезапными вспышками агрессии, узким спектром интересов, затруднением процесса социализации.

Диагностика

Для постановки диагноза используются 2 диагностические системы:

  1. Первая система. Диагностическое и статистическое руководство, представленное американской психиатрической ассоциацией. Сегодня доступна 4-я версия DSM-I. Подробные рекомендации содержат критерии ICD-10, особенно в исследовательской версии, с которой работает большинство европейских врачей.
  2. Вторая система. Сегодня чаще всего используется относительно простая шкала наблюдения CARS. (CARS) Аутизм оценивается в 15 пунктах. Фактическое обследование продолжается около 20-30 минут, общее время (вместе с оценкой) составляет 30-60 минут. Первостепенное внимание уделяется основным и второстепенным клиническим проявлениям.

Особенности взрослого аутизма

У взрослых пациентов характер проявления заболевания будет меняться в зависимости от того, насколько сложно протекает недуг в целом. К числу нюансов, характерных сугубо для взрослого населения, страдающего рассматриваемым отклонением, следует отнести нижеперечисленные моменты:

  • скудность мимических проявлений и жестов;
  • невозможность восприятия простейших правил и норм. К примеру, человек с рассматриваемым отклонением может либо не смотреть в глаза собеседнику вообще, либо, наоборот, вглядываться в них слишком навязчиво и длительно. Человек может подходить чересчур близко либо слишком отдаляться, говорить излишне громко или едва различимо;
  • непонимание человеком своего поведения. Многие больные не осознают, что их действия могут навредить окружающим или обидеть их;
  • непонимание намерений окружающих, их чувств, слов и эмоций;
  • практически полное отсутствие возможности построения полноценной дружбы и, уж тем более, романтических отношений;
  • сложность в начале беседы – больные редко могут заговорить с человеком первым;
  • отсутствие интонации. Многие больные разговаривают без эмоциональной окраски, их речь схожа с роботизированной;
  • привязанность к рутиной обстановке. Даже малейшие изменения устоявшегося уклада могут привести к появлению серьезных переживаний и разочарований у аутиста;
  • привязанность к конкретным местам и предметам;
  • боязнь перемен.

У 20-25-летних аутистов с легкой формой заболевания отмечается отсутствие элементарной самостоятельности, из-за чего такие люди в подавляющем большинстве своем не могут жить отдельно от родителей.

Частично независимым становится лишь каждый третий аутист. Если заболевание прогрессирует в более сложную форму и характеризуется тяжелым течением, за пациентом и вовсе приходится постоянно присматривать, в особенности если он не проявляет особых интеллектуальных способностей и не имеет навыков коммуникации с обществом.

Проблемы в обществе, жизни, социализации, образовании

При просмотре фото взрослых аутистов кажется, что они выглядят отрешенными. Это так и есть. Люди, страдающие расстройством, иногда кажутся глухими. Они имеют проблемы в общении, создают впечатление безразличия к окружающей среде, избегают зрительного контакта, пассивно реагируют на объятия, ласки, редко ищут утешения у других. Большинство аутистов не могут регулировать поведение. Это может принимать форму словесных взрывов, неконтролируемых приступов ярости. Аутисты плохо реагируют на изменения.

В коллективе аутисты несчастливы. Они одиночки, живущие в своем мире. Нередкая черта – создание воображаемых друзей.

Социальная нерешительность предопределяет то, как живут взрослые аутисты, осложняет отношения в сфере занятости, брака, влияет на семейные отношения.

Люди с аутизмом получают базовое образование в специальных или практических школах, другие интегрируются в обычные заведения. По завершении начального образования они могут посещать различные типы учебных заведений. Некоторые люди с РАС посещают ВУЗы, но из-за проблем с социальным поведением не заканчивают учебу.

Переход от учебы к работе – серьезное бремя. Без достаточной поддержки семьи или учреждений, занимающихся трудоустройством людей с ограниченными возможностями, аутисты часто остаются безработными, не имеют денег, в некоторых случаях оказываются на улице. Иногда найти работу получается в рамках программ социальной реабилитации.

Отзывы

Немало взрослых аутистов делятся отзывами о своем состоянии, пытаясь донести до окружающих свои трудности. Например,

Александра из Санкт-Петербурга пишет: «К аутистам необходимо особенное отношение. Эти люди не высокомерны, просто они многого не могут сделать без соответствующей инструкции. Нас не надо жалеть, нам надо помогать».

Или вот еще одно откровение молодого парня из Москвы: «Не смог поступить ни в один ВУЗ, хотя очень хотел получить образование программиста, а еще музыкальное. Хорошо, что сейчас есть всемирная сеть, где я спокойно общаюсь и никто не нарушает мое пространство. Кстати, именно здесь я нашел людей с аналогичным диагнозом. Мы друг друга поддерживаем».

Из этих отзывов становится ясно, что жизнь взрослых с подобными расстройствами сложна, им нелегко найти себя в социуме, ведь общество игнорирует все проблемы таких пациентов. Обидно, что в том же Израиле данной проблемой занимаются на более высоком уровне.

Как помочь?

Структурированное обучение – основа эффективного лечения аутизма у взрослых.

Среда и ежедневная программа должны обеспечивать человеку уверенность, предсказуемость из-за слабой способности планировать, предвидеть.

Программа структурированного обучения – государственная программа Северной Каролины TEACCH – широко используется также в Европе. Основные принципы – индивидуальный подход, структурирование, визуализация.

Аутизм: ключевые сведения о заболевании

К возникновению недуга приводит нарушение взаимодействия разных долей головного мозга.

Большинство граждан с диагнозом (неважно, обнаруживается ли он у детей либо у взрослых) испытывают характерные признаки и симптомы. Так, аутизм проявляется в виде устойчивых проблем с коммуникабельностью, социальными взаимодействиями и личной жизнью.

Если симптомы и признаки болезни своевременно обнаруживаются и в отношении них предпринимается грамотная борьба, вероятность минимизировать сопутствующие проблемы существенно увеличивается, нежели при лечении взрослых людей.

Точные причины, из-за которых возникают симптомы и признаки болезни у детей, равно как и у взрослых людей, не установлены.

Истории жизни из первых уст

Истории аутистов служат неким «пособием» для здоровых людей, помогая им понять жизнь человека с РАС.

Моя семья воспринимала меня такой, какой я была. Все 3 сестры (включая меня) были по-своему невротичными, поэтому родители нас ни с кем не сравнивали. В детстве мы читали, рисовали…

Никому не казалось странным, что мы проводили дни в своих комнатах, в лесу, на реке, лошадьми, другими животными.

Я иногда игнорировала окружение, сосредотачиваясь на одном предмете. Но мы смеялись над этим. Никто никогда не наказывал меня, не говорил о необходимости изменений.

Все изменилось в школе. «Ты должна больше стараться… Ты должна сделать это лучше…». Мама была на моей стороне. При перенасыщении стимулами (это было часто), она оставляла меня читать дома, не требовала общения. Сейчас, просматривая старые дневники, я вижу, что пропуски составляли до 45 дней.

Эмма, 27 лет

Границы для меня всегда были проблемой, в основном потому, что я не могу понять, где они находятся. Это приводит к недоразумениям, социальным срывам. Либо я вообще не говорю, либо говорю слишком много.

Алиса, 35 лет

Как себя чувствует человек с РАС? Здоровый человек этого не почувствует, но может понять из следующих историй.

Мои проблемы не выходили на поверхность, пока я не пошла в школу. Класс был сумасшедшим местом: люминесцентные лампы, шум, работа, либо слишком тяжелая, либо смехотворно простая. Школа была своего рода сочетанием тревоги и скуки. Я была полиглотом, читала на 2-х языках. Но математика была для меня темным лесом. Учителя этого не понимали. Я сдалась, мое поведение ухудшилось. Покинув школу в 15 лет, я присоединилась к культу, интересовалась колдовством…

Инга, 30 лет

Я часто понимаю, что я веду себя некорректно, но я не могу различить реакцию окружающих. Я воспринимаю шутки буквально, серьезно, включаю защитную реакцию, часто непропорциональную… В социальных ситуациях чувствую себя неуверенно. Встречаясь в столовой с человеком, которого однажды поприветствовал в киоске, я не знаю, следует ли приветствовать его, идущего на обед с женщинами-коллегами. Я боюсь показаться вызывающим. Поэтому предпочитаю не смотреть на них.

Александр, 40 лет

Рекомендации членам семьи аутиста

Качество жизни при подобной патологии вполне возможно повысить, если близкие будут активно участвовать в процессах адаптации аутиста к обществу. Основная роль в данных процессах отводится родителям, которые должны хорошо изучить особенности заболевания. Можно посещать центры по аутизму, для детей существуют спецшколы.

Поможет и соответствующая литература, из которой семья больного узнает все тонкости построения отношений и совместного проживания с таким человеком.

Вот еще несколько полезных рекомендаций:

  • Если аутист склонен к побегам из дома, а самостоятельно найти обратную дорогу не может, желательно прикрепить к его одежде бирку с телефоном и адресом;
  • Если предстоит какая-то длительная поездка, то рекомендуется взять что-то из любимых вещей больного, что помогает ему успокоиться;
  • Избегайте длинных очередей, ведь в них у аутистов часто начинается паника;
  • Не стоит нарушать личное пространство больного, у него должна быть своя комната, где вещи и предметы он расставит и разложит по своему усмотрению, при этом домочадцам трогать, передвигать, переставлять, перекладывать ничего нельзя.

Семье стоит принять, что их близкий человек особенный, поэтому надо учиться жить с учетом данного обстоятельства.

Можно ли получить инвалидность

Инвалидность взрослому с аутизмом, согласно действующему законодательству, положена. Для этого:

  1. Надо обратиться по месту прописки в поликлинику, чтобы подтвердить диагноз. Обращаться можно к психиатру или неврологу.
  2. Доктор после обследования выдаст направление на медэкспертизу, даст рекомендации относительно дополнительных обследований и специалистов, которых нужно будет пройти.
  3. Когда обследование завершится, все результаты передаются доктору (психологу, психиатру), выдавшему соответствующее направление. Именно он будет заниматься подготовкой документации для комиссии.
  4. Осталось только прийти на МСЭ с окончательно оформленными документами.

Статья в тему: Как оформлять инвалидность по аутизму

Мифы и факты

Мифы – это предрассудки, связанные не только с понятием аутизма, но и с принятием аутистов обществом.

Миф: есть «эпидемия» аутизма

Нет. Увеличение числа людей с диагнозом РАС связано с расширением диагностической категории, осведомленностью общественности.

Миф: расстройство вызывает пища, тяжелые металлы, прививки, плохие родители и т.д

Нет научных данных, свидетельствующих о существовании «триггера» для РАС. Расстройство имеет прочную генетическую основу, его не вызывает еда, тяжелые металлы, прививки, плохие родители.

Миф: все аутисты одинаковы

Нет. Все люди, страдающие расстройством, отличаются друг от друга. Отличия заключаются в общении, движении, обработке сенсорной, социальной и другой информации, взаимодействия с окружающей средой.

Характерные признаки заболевания

Рассматриваемая болезнь является удивительной и уникальной во многом из-за того, что ее признаки и симптомы могут существенно различаться у отдельно взятых пациентов.

Наряду с этим, существует ряд общих проявлений, позволяющих диагностировать недуг у детей и взрослых. Характерные проявления можно классифицировать на несколько групп.

  1. Социальные. Пациент испытывает серьезные проблемы с невербальным общением. К примеру, он не может подолгу смотреть в глаза собеседнику, его настораживают определенные проявления мимики и позы. Возникают сложности с построением дружеских взаимоотношений. Нет интереса к увлечениям других людей. Сопереживание и привязанность отсутствуют. Стороннему наблюдателю практически невозможно узнать, что в действительности переживает аутист.
  2. Общение. Пациенту сложнее научиться разговаривать, чем его здоровому сверстнику. Некоторые больные и вовсе этому не учатся – согласно усредненным статистическим данным, к числу неговорящих относится порядка 35-40% больных. Начать разговор первым аутисту очень сложно, равно как и развивать и поддерживать беседу. Речь стереотипная, часто с повторением одних и тех же слов и фраз, не привязанных к конкретной ситуации. Воспринимать слова собеседников трудно. Чувство юмора, понимание сарказма и прочих подобных вещей отсутствует.
  3. Интересы. Пациент не проявляет интереса к играм и традиционным человеческим увлечениям. Характерна странная концентрация на некоторых вещах. К примеру, ребенка с болезнью может заинтересовать не игрушечный вертолет в целом, а какая-то его отдельная часть.
  4. Зацикленность на отдельных темах. Очень часто аутист концентрируется на чем-то одном. Некоторые достигают в своих увлечениях высокого мастерства. Другие интересы, как правило, отсутствуют.
  5. Привязанность к режиму. Нарушение обыденной для аутиста обстановки может расцениваться ним в качестве угрозы и серьезной личной трагедии.
  6. Нарушения восприятия. Например, легкие поглаживания могут доставлять аутисту большой дискомфорт, в то время как прикосновения с существенными усилиями воспринимаются успокаивающе. Иногда они и вовсе не ощущают боли.
  7. Проблемы со сном и отдыхом.

Лечение аутизма

При обнаружении определенных симптомов, характерных для аутизма, необходимо сразу обратиться к медицинскому специалисту. В результате чего собирается специальная комиссия (невролог, психиатр и другие врачи, воспитатели, учителя, родители). Проводится тест и диагностика, цель которой — определение степени и особенностей болезни.

На сегодняшний день не существует универсальных методов и препаратов лечения данного заболевания, поэтому никто не сможет обещать полное исцеление. Однако существуют комплексные лечебные мероприятия, которые позволяют самостоятельно существовать больному и взаимодействовать с окружающим миром. Важно отметить, что аутизм лечится успешно только в случае своевременного обнаружения признаков и начала лечебных процедур.

Симптомы аутизма

Аутизм у детей проявляется определенными признаками. Ранний детский аутизм – это состояние, которое может проявиться у детей уже в самом раннем возрасте – и в 1 год, и у 2-летнего. Что такое аутизм у ребенка, и имеет ли место это заболевание, определяет специалист. Но самостоятельно разобраться, что за болезнь у ребенка и заподозрить его, можно, опираясь на информацию о признаках такого состояния.

Ранние признаки аутизма у ребенка

Ранние признаки аутизма у ребенка

Для этого синдрома характерно 4 основных признака. У детей с этой болезнью они могут определяться в разной степени.

Признаки аутизма у детей следующие:

  • нарушенное социальное взаимодействие;
  • нарушенная коммуникация;
  • стереотипное поведение;
  • ранние симптомы детского аутизма у детей до 3 лет.

Нарушенное социальное взаимодействие

Первые признаки детей аутистов могут выражаться уже в возрасте до 2 лет. Могут проявляться как симптомы легкой формы, когда нарушен контакт глаза-в-глаза, так и более тяжелые, когда он полностью отсутствует.

Ребенок не может воспринять целостным образ человека, который пытается с ним общаться. Даже на фото и видео можно распознать, что у такого малыша мимика не отвечает текущей ситуации. Он не улыбается, когда кто-то пытается его веселить, но может смеяться тогда, когда причина этого никому из близких людей не понятна. Лицо такого малыша маскообразное, периодически на нем проявляются гримасы.

Жесты малыш использует только для того чтобы обозначить нужды. Как правило, даже у детей до года резко проявляется интерес, если они увидят интересный объект, — малыш смеется, показывает пальцем, демонстрирует радостное поведение. Первые признаки у детей до 1 года можно заподозрить, если ребенок не ведет себя так. Симптомы аутизма у детей до года проявляются тем, что они применяют определенный жест, желая что-то получить, но не стремятся при этом захватить внимание родителей, включив их в свою игру.

Нарушенное социальное взаимодействие, фото

Аутист не может понять эмоции других людей. Как проявляется у ребенка этот симптом, можно отследить уже в его раннем возрасте. Если у обычных детей мозг устроен так, что они могут легко определить при взгляде на других людей, расстроены они, веселы или напуганы, то аутист на это не способен.

Ребенок не интересуется ровесниками. Уже в 2 года обычные дети стремятся к компании – играть, знакомиться с ровесниками. Признаки аутизма у детей 2 лет выражаются тем, что такой малыш не участвует в играх, а погружается в собственный мир. Тем, кто хочет знать, как распознать у ребенка 2 лет и старше, следует просто присмотреться к компании детей: аутист всегда находится в одиночестве и не обращает внимания на других либо воспринимает их, как неодушевленные объекты.

Малышу трудно играть, применяя воображение и социальные роли. Дети в 3 года и даже младше играют, фантазируя и придумывая ролевые игры. У аутистов симптомы в 3 года могут выражаться тем, что они не понимают, что такое социальная роль в игре, и не воспринимают игрушки как целостные предметы. К примеру, признаки аутизма у ребенка 3 лет могут выражаться тем, что малыш часами крутит колесо у машинки или повторяет другие действия.

Ребенок не отвечает на эмоции и общение со стороны родителей. Ранее было принято считать, что такие дети вообще эмоционально не привязываются к родителям. Но сейчас ученые доказали, что когда мама уходит, такой ребенок в 4 года и даже раньше проявляет беспокойство. Если члены семьи рядом, он выглядит менее зацикленным. Однако при аутизме признаки у детей 4 лет выражаются отсутствием реакцией на то, что родители отсутствуют. У аутиста проявляется тревожность, но вернуть родителей он не пытается.

Нарушенная коммуникация

У детей до 5 лет и позже отмечается задержка речи или ее полное отсутствие (мутизм). При этом заболевании признаки у детей 5 лет в речевом развитии уже явно выражены. Дальнейшее развитие речи определяют виды аутизма у детей: если отмечается тяжелая форма болезни, ребенок может вообще не овладеть речью. Чтобы обозначить свои потребности, он употребляет только некоторые слова в одной форме: спать, есть и т. п. Проявляется речь, как правило, бессвязная, не нацеленная на понимание других людей. Такой малыш может на протяжении нескольких часов говорить одну и ту же фразу, не имеющую смысла. Говоря о себе, аутисты делают это в третьем лице. Как лечить такие проявления, и возможна ли их коррекция, зависит от степени заболевания.

Аномальная речь. Отвечая на вопрос, такие дети повторяют либо всю фразу, либо ее часть. Они могут говорить слишком тихо или громко, неправильно интонируют. Такой малыш не реагирует, если его называют по имени.

Отсутствие «возраста вопросов». Аутисты не задают родителям множества вопросов о мире, который их окружает. Если же вопросы все же возникают, то они однообразны, практического значения не имеют.

Стереотипное поведение

Зацикливается на одном занятии. Среди признаков того, как определить у ребенка аутизм, следует отметить и зацикленность. Малыш может на протяжении многих часов сортировать по цветам кубики, составлять башню. Причем, вернуть его из этого состояния сложно.

Выполняет ритуалы каждый день. Википедия свидетельствует, что такие дети чувствуют себя в состоянии комфорта, только если обстановка для них остается привычной. Любые перемены – перестановка в комнате изменение маршрута на прогулке, другое меню – могут спровоцировать агрессию или выраженный уход в себя.

Повторение бессмысленных движений много раз (проявление стереотипии). Аутисты склонны к самостимуляции. Это повторение тех движений, которые ребенок использует в непривычной обстановке. Например, он может щелкать пальцами, качать головой, хлопать в ладоши.

Развитие страхов и навязчивых идей. Если ситуация непривычна для ребенка, у него могут развиваться приступы агрессии, а также самоагрессии.

Раннее проявление аутизма

Как правило, аутизм проявляется очень рано – еще до 1 года родители могут его распознать. В первые месяцы такие дети менее подвижны неадекватно реагируют на раздражители извне, у них скудная мимика.

Почему рождаются дети с аутизмом, до сих пор четко не известно. Несмотря на то, что четко причины аутизма у детей до сих пор не определены, и в каждом конкретном случае причины могут быть индивидуальными, о своих подозрениях важно сразу сообщить специалисту. Можно ли вылечить аутизм, и лечится ли он вообще? На эти вопросы отвечают только индивидуально, проведя соответствующий тест и назначив лечение.

Что нужно помнить родителям здоровых детей?

Тем, кто не знает, что такое аутизм и как он проявляется, все же следует помнить, что такие дети встречаются среди сверстников ваших детей. Итак, если чей-то малыш впадает в истерику, это может быть аутичный ребенок или малыш, страдающий другими психическими расстройствами. Нужно вести себя тактично и не порицать такое поведение.

  • подбодрите родителей и предложите свою помощь;
  • не критикуйте малыша или его родителей, думая, что он просто избалован;
  • постарайтесь убрать все опасные предметы находящиеся рядом с малышом;
  • не присматривайтесь к нему слишком пристально;
  • будьте максимально спокойны и дайте понять родителям, что вы правильно все воспринимаете;
  • не привлекайте внимания к этой сцене и не шумите.

Как диагностируют аутизм?

Внешне такие симптомы у новорожденных определить невозможно. Однако над тем, чтобы как можно раньше определять признаки аутизма у новорожденных, ученые работают уже давно.

Чаще всего первые признаки такого состояния замечают у детей родители. Особенно рано аутистическое поведение определяют те родители, в семье которых уже есть маленькие дети. Следует учитывать тем, в чьей семье есть аутист, что это такое заболевание, которое нужно стараться диагностировать как можно раньше. Ведь чем раньше выявить аутизм, тем больше шансов у такого малыша адекватно чувствовать себя в обществе и нормально жить.

Тест со специальными опросниками

При подозрении на детский аутизм диагностика проводится с помощью опросов родителей, а также изучения того, как ведет себя малыш в привычной для него среде. Применяются следующие тесты:

  • Шкала наблюдения для диагностики аутизма (ADOS)
  • Опросник для диагностики аутизма (ADI-R)
  • Шкала рейтинга детского аутизма (CARS)
  • Поведенческий опросник для диагностики аутизма (ABC)
  • Контрольный список оценки показателей аутизма (ATEC)
  • Опросник по аутизму у маленьких детей (CHAT)

Инструментальное исследование

Применяются такие методы:

  • проведение УЗИ головного мозга – с целью исключения повреждений мозга, провоцирующих симптомы;
  • ЭЭГ – с целью определения приступов эпилепсии (иногда этими проявлениями сопровождается аутизм);
  • проверка слуха ребенка – чтобы исключить задержку развития речи ввиду тугоухости.

Родителям важно правильно воспринять поведение ребенка, который страдает аутизмом.

Взрослые видятЭто НЕВозможно, это
Проявляет забывчивость, неорганизованностьМанипуляции, лень, отсутствие желания делать что-либоНепонимание ожиданий родителей или других людей, высокая тревожность, реакция на стресс и перемены, попытка регуляции сенсорных систем
Предпочитает однообразие, сопротивляется переменам, расстраивается из-за перемен, предпочитает повторять действияУпрямство, отказ сотрудничать, ригидностьНеуверенность, как выполнить указания, стремление сохранить обычный порядок, невозможность оценить ситуацию со стороны
Не выполняет инструкции, импульсивен, делает провокацииЭгоизм, непослушание, желание всегда оказываться в центре вниманияЕму трудно понимать общие и абстрактные понятия, сложно обрабатывать информацию
Избегает освещения и некоторых звуков, не смотрит никому в глаза, вращает, трогает, нюхает посторонние предметыНепослушание, плохое поведениеУ него плохо обрабатываются телесные и сенсорные сигналы, высокая зрительная, звуковая, обонятельная чувствительность

Причины аутизма

Причины этой болезни связаны с другими заболеваниями, утверждают психиатры.

Как правило, дети-аутисты имеют хорошее физическое здоровье, внешние недостатки у них тоже отсутствуют. Мозг у больных младенцев имеет нормальное строение.Ведя речь о том, как распознать детей-аутистов, многие отмечают, что такие малыши очень привлекательны внешне.

У матерей таких детей беременность протекает нормально. Однако развитие аутизма все же в некоторых случаях связно с проявлением других заболеваний:

  • ДЦП;
  • заражение краснухой матери в период беременности;
  • туберозный склероз;
  • нарушенный жировой обмен (риск рождения малыша с аутизмом больше у женщин, страдающих ожирением).

Все перечисленные состояния могут плохо отражаться на мозге и, как следствие, провоцировать симптомы аутизма. Есть данные о том, что определенную роль отыгрывает генетическая расположенность: признаки аутизма чаще проявляются у людей, в семье которых уже есть аутист. Однако, что такое аутизм, и какими являются причины его проявления, до сих пор до конца не ясны.

Как и чем помочь больному аутизмом

Пациенты с РАС нуждаются в помощи в любом возрасте, поскольку даже симптомы взрослого аутизма со временем не исчезают. К сожалению, больным с тяжелыми формами патологии нужен повседневный уход и врачебное наблюдение на протяжении всей жизни. Это трудная ноша для родителей, однако правильно подобранная программа коррекции способна облегчить жизнь близких и выработать у аутиста элементарные навыки.

Пациенты с более легкой формой РАС к 20-30 годам как правило уже становятся достаточно самостоятельными, но все равно нуждаются в психологической помощи. На занятиях со специалистом они обучаются:

  • социальным нормам (здороваться при встрече, вежливо себя вести);
  • навыкам общения в коллективе (полноценное трудоустройство);
  • выражать свои желания и эмоции (установление дружеских отношений);
  • понимать чувства других людей и др.

Повышение адаптационных навыков в разы облегчает повседневную жизнь аутистов. Когда они хорошо понимают себя и свое место в обществе, им легче идти на вербальный и невербальный контакт, они начинают жить полноценно, даже учитывая специфику расстройства. Подобную помощь оказывает поведенческая психотерапия, однако не только профильный специалист может помочь аутичному взрослому.

Прикладной анализ поведения (АБА) — это научная дисциплина, позволяющая воздействовать на поведение больного, опираясь на поведенческую теорию научения. Ее легко могут освоить родители аутистов, получив рекомендации и прогнозы от специалиста по прикладному анализу. Вы можете научить ребенка узнавать себя на фото, действовать взвешенно в случае возникновения непредвиденных обстоятельств, справляться с сенсорными нарушениями, не бояться выражать собственное мнение и отстаивать его. Это крайне важные навыки для жизни в обществе, которым можно обучить, зная, как проявляется аутизм у взрослых.

Дистанционные курсы по ABA для родителей — это возможность лучше понять своего особенного ребенка, определить, какие признаки РАС ему доставляют больше всего страданий, и научить справляться с ними. Также углубленные знание по АБА позволяют предупредить риски развития сопутствующих психологических заболеваний.

Миф о поствакцинации

Бытует мнение, что аутизм у ребенка развивается после вакцинации детей раннего возраста. Однако такая теория не имеет абсолютно никакой доказательной базы. Было проведено множество научных исследований, и ни одно из них не выявило связи между вакцинацией и возникновением заболевания.

Может случиться так, что время, когда проводилась вакцинация ребенка, просто совпало с тем моментом, когда родители заметили первые признаки аутизма. Но не более. Заблуждение в этом вопросе привела к резкому снижению уровня вакцинации населения, и как следствие к вспышкам инфекционных заболеваний, в частности, кори.

Лечение

Основные способы существующей центральной терапии не основаны на знаниях этиологии заболевания. Аналогично умственной отсталости, аутизм считается неизлечимым расстройством, но при целевом лечении и специальных образовательных стратегиях в сочетании с поведенческой терапией, у людей с аутизмом может быть достигнуто значительное улучшение. Цели терапии можно разделить на 2 основные категории:

  • развитие или усиление задержанных или неразвитых коммуникационных способностей, социальных, адаптивных свойств;
  • нефармакологическое и фармакологическое воздействие на различные симптомы и синдромы.

Психотерапия

Ранняя диагностика и последующее психологическое вмешательство очень важны для дальнейшего развития аутичных детей; своевременное начало лечения значительно увеличивает шансы пациентов на включение в нормальную жизнь.

Работа с семьей: образование, обучение коммуникации, метод обратной связи

После постановки диагноза, в т.ч. определения степени аутизма и возможной умственной отсталости, родителям должна быть предоставлена ​​достаточная информация о соответствующем подходе, вариантах лечения, включая последующие рекомендации (обращение в региональные общественные ассоциации, организующие уход за больным с РАС, предоставление амбулаторного лечения).

Чтение

У многих пациентов неадекватные симптомы (агрессия, самоповреждение, патологическая фиксация на родителях, чаще всего, на матерях) могут усилиться вследствие неправильного подхода родителей к больному ребенку. Поэтому наблюдение за социальным взаимодействием аутиста с родителями, братьями и сестрами – это важная часть терапии. На основе наблюдений создается индивидуальный терапевтический план.

Целесообразно использование зеркала Гезелла, обеспечивающего непрерывное наблюдение за связью аутиста с родителями, возможность видеозаписи их взаимодействия. Один терапевт обычно работает с семьей в контролируемом помещении, другой наблюдает за зеркалом, записывает структурированную ситуацию. Затем оба специалиста совместно с родителями рассматривают отдельные части видеозаписи. Врачи указывают на возможные несоответствующие проявления родителей, потенцирующие неадекватное поведение их ребенка. Реконструкцию и практику желаемого взаимодействия с семьей необходимо проводить повторно. Речь идет о временно требовательном терапевтическом методе.

Индивидуальная терапия: поведенческие методы, логопедия

Индивидуальные подходы успешно используются для усиления развития вербальных и невербальных, социальных навыков, способности к адаптации и самопомощи, снижения неадекватного поведения (гиперактивность, агрессивность, самоповреждение, стереотипы, ритуалы).

Чаще всего используется положительное предрасположение, когда желаемое поведение, например, освоение определенного навыка, поддерживается вознаграждением, соответствующим уровню степени поражения (при тяжелом аутизме с умственной отсталостью используется поощрение лакомством, при умеренном расстройстве подходит вознаграждение любимым занятием, таким как просмотр мультфильма, высокофункциональные пациенты могут в качестве награды получить похвалу).

Нарушение речи – это частый повод для проведения обследования на аутизм. Интенсивная логопедия имеет хороший эффект у аутичных пациентов, но требует более индивидуального подхода, чем при других проблемах. Логопедическая терапия наиболее часто используется в сочетании с поведенческими методами.

Фармакотерапия

Известные на сегодняшний день препараты не влияют конкретно на основные симптомы аутизма (нарушения речи, коммуникации, социальная изоляция, нестандартные интересы). Лекарства эффективны только в качестве средств для оказания симптоматического влияния на неблагоприятные поведенческие проявления (агрессия, самоповреждение, гиперкинетический синдром, навязчивые, стереотипные ритуалы) и аффективные расстройства (тревожность, эмоциональная лабильность, депрессия).

Применяемые лекарства:

  • Нейролептики. Влияют на агрессию, самоповреждение, гиперкинетический синдром, импульсивность;
  • Антидепрессанты. Из группы антидепрессантов наиболее широко используются селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС), их эффективность соответствует идее о роли серотониновой дисрегуляции в этиопатогенезе аутизма.
  • Психостимуляторы. Эти препараты положительно влияют на гиперактивность при аутизме. Преимущественно используется Метилфенидат, значительно снижающий гиперактивность при дозировке 20-40 мг в день, при этом, не ухудшая стереотипность.

Как относиться к подростку с аутизмом?

Важно понимать, что аутизм не является приговором, подросток может научиться себя вести в обществе. Большинство больных стараются научиться выражать свои эмоции и чувства в соответствии со сложившейся социальной ситуацией

Однако не всегда окружающие люди могут понять, что они хотели выразить таким образом.

Некоторые пациенты несколько лет обучаются правильному поведению в сложных ситуациях. Для увеличения шансов на успех в социальном развитии и общественном взаимодействии необходимо своевременно обнаружить симптомы заболевания и начать комплексное лечение.

Подростки ограничены в своих возможностях, поэтому они нуждаются в понимании. Во время обучения их следует хвалить и поощрять за успехи. С такими детьми сложно общаться, поэтому нужно быть доброжелательным и терпеливым.

Модели поведения

Для пациентов подросткового возраста с рассматриваемым диагнозом свойственно несколько моделей поведения.

  1. Большинство подростков с таким заболеванием являются очень тихими. Они не могут понять, зачем необходимо общаться с людьми и налаживать связи со сверстниками, поэтому не стремятся к этому. У подростков заторможенная умственная активность, речь может быть не развита. Однако аутисты успешно используют жесты для общения.
  2. При другой форме заболевания, подростки ведут гиперактивный образ жизни. Они не знают, как нужно правильно проявлять свои эмоции в обществе, поэтому часто бывают раздражительными и агрессивными. Такие больные сложно переносят изменения привычного распорядка дня.
  3. Некоторые подростки страдают тяжелой формой болезни. Такие дети могут быть одержимы определенной идеей или повторяют определенные последовательные действия. Когда они испытывают волнение, то могут совершать, несвойственные здоровому ребенку движения: покачивание телом, махи руками, топтание на месте и другие.

Аутизм – пожизненное расстройство

Аутизм невозможно вылечить, это пожизненное неврологическое расстройство. Его проявления можно смягчить надлежащим подходом и специальным воспитанием. Существует и педагогическая помощь, использующая когнитивную поведенческую методологию, основанная на сочетании когнитивной и поведенческой психотерапии.

Люди с аутизмом могут хорошо функционировать в современном мире. Иногда они являются ценными работниками благодаря способности погрузиться в интересующую их тему, становятся экспертами в этой области. Самым важным фактором в достижении положительного результата является правильный подход, терпение, уважение и понимание со стороны окружающего мира.

Симптомы и признаки аутизма у детей

Психиатры выделяют определяющие особенности в поведении у детей-аутистов. Основные из них:

  • нарушение контактов в социуме;
  • ограничение интересов и особенности поведения в период игр;
  • частое повторение однотипных действий;
  • нарушение речевого и эмоционального общения;
  • интеллектуальные расстройства;
  • особенности телодвижений;
  • ослабление чувства самосохранения.

Симптоматика заболевания весьма разнообразна и зависит от возрастной категории пациента.

Немного истории

Первое упоминание детского аутизма, как отдельной диагностической единицы, было зарегистрировано уже в 1940-х годах XX века. Американский психиатр Л. Каннер в 1943 г. опубликовал статью о неприемлемом поведении группы педиатрических пациентов, указав термин «ранний детский аутизм» (EIA – Early Infantile Autism).

Независимо от Каннера Г. Аспергер (1944 г.), венский педиатр, в профессиональной статье описал истории болезни 4-х мальчиков с нетипичными поведенческими чертами, ввел понятие «аутистическая психопатия». Он, в особенности, подчеркнул специфическую психопатологию социального взаимодействия, речи, мысли.

Следующее важное имя в истории определения аутизма – Л. Винг, британский врач, внесшая большой вклад в расширение знаний о психопатологии расстройств аутистического спектра. В 1981 г. она ввела термин «синдром Аспергера», а также описала т.н. «триаду симптомов». Она также написала ряд профессиональных публикаций и справочников для родителей детей с РАС.

В чем причина расстройства?

Основные причины возникновения аутизма у детей – это врожденные аномалии головного мозга. Это неврологическое расстройство, специфически проявляющееся в когнитивном восприятии, и в результате его нарушения, – в поведении больного человека. Однако точная причина, почему возникает аутизм у детей, пока не выявлена. Считается, что важную роль играют генетические факторы, различные инфекционные заболевания (вирусы, прививки), химические процессы в мозге.

Малыш

Влияние на организм женщины во время беременности, в период антенатального развития плода – это основной фактор, почему рождаются дети с аутизмом; причины кроются в необратимом повреждении мозга ребенка в процессе его формирования.

Современные теории, появляющиеся в результате проведенных исследований, направленных на изучение аутизма и причин возникновения расстройства, утверждают, что возникновение РАС возможно только при объединении указанных факторов.

Аутизм – это, по существу, синдром, диагностирующийся на основе поведенческих проявлений. Он появляется в раннем детстве, наиболее оптимальное время для диагностирования – возраст младенца до 36 месяцев.

Расстройство некоторых функций мозга приводит к нарушению способности правильной оценки информации (сенсорной, речевой). Люди с аутизмом имеют значительные трудности в развитии речи, в отношениях с другими, им трудно справляться с общими социальными навыками, у них преобладают стереотипные интересы, жесткость мышления.

Отличие аутизма от слабоумия

Часто аутизм путают с другими похожими заболеваниями, к примеру, со слабоумием. Действительно, симптоматика таких заболеваний довольно схожа. Однако дети, страдающие слабоумием отличаются от детей аутистов:

  • насыщенной эмоциональностью;
  • абстрактным мышлением;
  • большим словарным запасом.

Такие симптомы не характерны для аутизма, но при таком заболевании у пациентов может наблюдаться и умственная отсталость.

Тестирование ребенка в домашних условиях

  • тестирование ребенка по общим показателям развития, предназначенное для детей возрастом до шестнадцати месяцев;
  • M-CHAT тест или модифицированный скрининговый тест на аутизм, для детей от шестнадцати до тридцати месяцев;
  • рейтинговая шкала аутизма CARS применяется для тестирования детей от двух до четырех лет;
  • скрининговый тест на аутизм ASSQ, предлагается для прохождения детьми в возрасте от шести до шестнадцати лет.

M-CHAT тест или модифицированный скрининговый тест на аутизм

Вопросы:

  1. Получает ли ребенок удовольствие от укачивания на коленях или руках?
  2. Проявляет ли ребенок интерес к другим детям?
  3. Нравится ли ребенку использовать предметы в качестве ступенек и взбираться по ним вверх?
  4. Нравится ли ребенку играть в прятки?
  5. Имитирует ли ребенок действия в процессе игры (делает вид, что разговаривает по телефону или укачивает куклу)?
  6. Использует ли ребенок указательный палец при необходимости в чем-либо?
  7. Пользуется ли он указательным пальцем, подчеркивая свой интерес к какому-нибудь действию, предмету или человеку?
  8. Используются ли игрушки ребенком по предназначению (катание машинки, одевание куклы, строительство крепостей из кубиков)?
  9. Акцентировал ли когда-либо ребенок внимание на интересующих его предметах, принося их и показывая родителям?
  10. Способен ли ребенок удерживать зрительный контакт со взрослыми более одной-двух секунд?
  11. Проявлял ли малыш когда-либо признаки повышенной чувствительности к акустическим раздражителям (просил выключить пылесос, закрывал уши при громкой музыке)?
  12. Возникает ли у ребенка ответная реакция на улыбку?
  13. Повторяет ли ребенок движения, интонацию и мимику за взрослыми?
  14. Откликается ли ребенок, когда его зовут по имени?
  15. При указании на какой-либо предмет или игрушку в комнате, посмотрит ли на нее ребенок?
  16. Умеет ли ребенок ходить?
  17. Если посмотрите на какой-либо предмет, повторит ли ребенок ваши действия?
  18. Замечали ли вы, чтобы ребенок совершал необычные действия пальцами около лица?
  19. Старается ли младенец привлечь внимание к себе и к своим действиям?
  20. Дает ли ребенок думать, что у него имеются проблемы со слухом?
  21. Понимает ли ребенок о чем говорят окружающие его люди?
  22. Замечали ли вы, чтобы малыш бесцельно бродил или делал что-либо автоматически, производя впечатление полного отсутствия?
  23. Встречая незнакомых людей, или сталкиваясь с непонятными явлениями, заглядывает ли ребенок в лицо родителей, чтобы наблюдать за их реакцией?

Расшифровка теста

На каждый вопрос теста следует дать ответ «Да» или «Нет», а после сравнить полученные результаты с приведенными в расшифровке:

  1. Нет.
  2. Нет (критический пункт).
  3. Нет.
  4. Нет.
  5. Нет.
  6. Нет.
  7. Нет (критический пункт).
  8. Нет.
  9. Нет (критический пункт).
  10. Нет.
  11. Да.
  12. Нет.
  13. Нет (критический пункт).
  14. Нет (критический пункт).
  15. Нет (критический пункт).
  16. Нет.
  17. Нет.
  18. Да.
  19. Нет.
  20. Да
  21. Нет.
  22. Да.
  23. Нет.

Лучшие материалы месяца

  • Почему нельзя самостоятельно садиться на диету
  • 21 совет, как не купить несвежий продукт
  • Как сохранить свежесть овощей и фруктов: простые уловки
  • Чем перебить тягу к сладкому: 7 неожиданных продуктов
  • Ученые заявили, что молодость можно продлить

Если совпали ответы на три обычных пункта или два критических, то такого ребенка необходимо проконсультировать у специалиста.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий